Двадцатого апреля в России отмечают национальный День донора. Всегда хотела узнать, кто эти невидимые герои и что заставляет их из года в год ходить на станцию переливания крови как на работу. А, кроме того, интересно было увидеть, как организован этот важный и нужный процесс. Для полноты картины решила испытать его на себе.
Сразу отмечу, что желание стать донором пришло не вдруг и не было связано с редакционным заданием. К этому решению шла несколько лет, пока однажды не ощутила внутреннюю готовность. А осознав, позвонила на станцию переливания крови и выяснила, когда лучше прийти и как правильно подготовиться к процедуре.
Позавтракав булочкой и сладким чаем — молочное и жирное под запретом — к восьми утра приехала на станцию, которая располагается на проспекте Карла Маркса, 160. В условиях режима самоизоляции обследование доноров начиналось прямо на входе. Приветливая медсестра измерила температуру и только после этого выдала бахилы и допустила к гардеробу, напомнив про дезинфекцию рук. Многих посетителей сотрудники станции приветствовали как родных — по именам: большинство доноров сдают кровь не первый год и, действительно, стали здесь своими.
— Обычно измеряем температуру донорам в кабинете терапевта, — поясняет заведующая Магнитогорским отделением Челябинской областной станции переливания крови врач-трансфузиолог Елена Родионова. — В связи с эпидемиологической ситуацией и требованиями Роспотребнадзора с утра проводим термометрию сотрудникам и донорам. Кроме того, в анкету, которую в обязательном порядке заполняют доноры, внесли вопросы о пребывании за рубежом, о контактах с теми, кто вернулся из-за границы или с больными коронавирусной инфекцией.
Возле регистратуры небольшая очередь. Персонал, соблюдая меры санитарной безопасности, просит доноров не толпиться. Все с пониманием расходятся на полтора метра друг от друга. Регистрация заняла несколько минут. И вновь отмечаю доброжелательное отношение персонала: ни спешки, ни раздражения.
— Всегда говорю своим сотрудникам, что мы не поликлиника и не стационар, — рассказывает Елена Сергеевна. — Люди приходят к нам не за помощью, а для того, чтобы поделиться своей кровью, поэтому нужно создать все условия, чтобы они захотели прийти к нам вновь.
В регистратуре работает пять сотрудниц. Каждой из них ежедневно приходится делать не менее 300 звонков донорам, чтобы пригласить на донацию.
Кто-то из доноров не может прийти по состоянию здоровья, кто — по работе или иным причинам. Нередко приходится сталкиваться с раздражением и с хамством, но на отношении к работе это не сказывается. Они вновь и вновь набирают нужные номера и произносят заветные слова: «Здравствуйте, мы очень нуждаемся в вашей крови».
Ответив на необходимые вопросы и «попозировав» для фото, получила донорскую анкету и отправилась за общий стол. Во время заполнения от более опытных товарищей узнаю, что донорство не только почётно, но и полезно: периодические сдачи крови благотворно влияют на организм. Доноры реже болеют простудами, сердечно-сосудистыми заболеваниями, долго сохраняют молодость и работоспособность. Кроме того, донорство, как любой гуманный поступок, приносит большое моральное удовлетворение. Особенно впечатлило то, что среди соседей по столу оказался почётный донор. Точнее, донорша. Для того чтобы получить заветный значок и льготы, нужно безвозмездно сдать кровь 40 раз. Педагог Злата в тот день сдавала кровь в 195-й раз. Впервые она пришла на станцию ещё в студенчестве и с тех пор продолжает приходить по первому зову медиков. Не так давно Злата получила смс с сообщением о том, что её кровь перелили пациенту. Ощущения не передать словами, признаётся женщина. Такое же уведомление получил и донор Илья, на счету которого 35 кроводач.
— У меня распространённая группа крови, первая положительная, — говорит парень. — В доноры шёл осознанно, хотел принести пользу, но, если честно, не думал, что это так затянет. Когда получил смс, испытал гордость и благодарность по отношению к врачам станции за то, что не оставили без внимания этот важный для меня факт.
Сотрудник Росгвардии Дмитрий — «обладатель» редкой, четвёртой, группы крови. Отмечает, что требуется она не так часто, как другие, но, несмотря на это, за донорским светофором офицер следит регулярно и при необходимости всегда готов прийти на станцию.
Мысленно подсчитываю, что для почётного донорства мне потребуется десять лет, учитывая, что женщинам можно сдавать кровь не чаще четырёх раз в год. Заполнив анкету, отправляюсь в клиническую лабораторию, где у доноров берут анализ крови на гемоглобин, а у «первичных» определяют группу крови, резус-фактор, фенотип, наличие келл-клеток. Работники лаборатории смеются, что у них самый «страшный» кабинет на всей станции: даже опытные доноры испытывают трепет перед «тётей, которая уколет пальчик».
Следующий пункт — кабинет терапевта. Измерив артериальное давление, частоту пульса и вес, врач осматривает кожные покровы, изучает результаты анкеты и клинического анализа крови, задаёт вопросы относительно здоровья и образа жизни. И уже на основе полученных данных решает, годен ли человек к донации или нет.
— Сейчас доноры грамотные, информированные, — констатирует терапевт Геннадий Литвинов. — Но предварительно всё же напоминаю, что на дачу крови нужно приходить хорошо выспавшимся — не менее семи-восьми часов, а накануне нельзя есть острое, жирное, копчёное.
Часто доноры нарушают диету, печень реагирует на это соответственно, что и показывают анализы. В таком случае человек до процедуры не допускается.
Собственно, в этом кабинете и закончилась, так и не начавшись, моя донорская история. По лабораторным показаниям моя кровь оказалась непригодной к донации, так что с мечтой о заветном значке и почётном звании пришлось проститься.
— Как показывает мировая практика, только тридцать процентов людей могут быть донорами, — объясняет Елена Родионова. — Довольно часто отстраняем по лабораторным показателям, например, когда выявляем структурный келл-антиген. Донорами крови такие люди быть не могут, только — плазмы. Вносим их в компьютерную базу и приглашаем при необходимости.
Дальнейший путь я проследила на примере более успешных доноров. Направляясь в операционный зал, узнала от Елены Сергеевны, что в год магнитогорская станция переливания крови осуществляет 15 тысяч донаций.
— Ежемесячный план — 1200 донаций, — рассказывает заведующая. — В среднем на станцию ежедневно приходят 60-80 человек. Доза забора крови периодически меняется от 400 до 450 граммов. Мы работает строго по заявкам медицинских учреждений.
Перед дачей крови донорам предлагают горячий сладкий чай — для хорошего самочувствия во время и после процедуры. Сама донация проводится в максимально комфортных условиях. В операционном зале работают две медсестры и три жгутиста, в обязанности которых входит ещё и маркировка крови.
Не удержавшись, спрашиваю у медицинской сестры Анжелы, правда ли, что во время дачи крови можно заразиться какой-нибудь опасной болезнью? По её реакции понимаю, что мой вопрос из категории популярных.
— Процедура абсолютно безопасна, так как все донорские пункты в России обеспечены одноразовым стерильным оборудованием, индивидуальными системами, — терпеливо разъясняет она. — Шприцы и иглы вскрываем только в присутствии донора, и для того чтобы нарушить упаковку, нужно приложить усилия, так что всякого рода случайности полностью исключены. Да и сама система устроена так, что медсестра не касается ни иглы, ни человека. После использования и систему, и шприцы уничтожаем.
Сидящему в донорском кресле Денису предстоит сдать 450 граммов крови. Первую порцию вновь отправляют на анализ, после чего медсестра подсоединяет систему и начинается собственно кроводача. Весь процесс контролирует специальный аппарат: время, количество крови и уровень кровотока, но медработники не отходят от донора ни на минуту. После того, как иглу убирают из вены, на мешок с кровью накладывают запайку. Это исключает разбрызгивание крови и контакт с воздухом.
Кроводача цельной крови занимает всего пять-десять минут, плазмы — 40 минут, тромбоцитов — полтора часа. Принцип сдачи тромбоцитов и плазмы схож: из крови донора выделяют необходимый компонент и вливают её обратно.
После процедуры Денису предложили отдохнуть и выпить чаю. Предупредили, что около часа нельзя курить, а в течение дня не следует принимать алкоголь и заниматься физическим трудом.
Вся заготовленная донорская кровь и её компоненты в обязательном порядке обследуются на наличие антител и антигена к вирусам иммунодефицита человека ВИЧ-1 и ВИЧ-2; наличие антигена вируса гепатита В; наличие антител к вирусу гепатита С; наличие антител к возбудителю сифилиса; проводится биохимический анализ крови; повторное исследование на групповую принадлежность, резус-фактор и кell-антиген.
— Большую помощь в работе нам оказывает команда волонтёров «Вектор добрых дел» под руководством Алексея Шутова, — подчёркивает Елена Родионова. — Они пропагандируют донорское движение, дублируют в соцсетях донорский светофор, рассказывают, как престижно быть донором и насколько важна эта процедура. Благодаря волонтёрам к нам приходит много молодёжи, которая готова бескорыстно сдать кровь, чтобы помочь людям. Наша станция — единственная в Челябинской области проводит вручение знака «Почётный донор» в торжественной обстановке, и это тоже заслуга «Вектора добрых дел» — именно они превращают награждение в праздник, который запоминается не только донорам, но и работникам станции.
Газета «Городской металл», автор Елена Брызгалина, 20.04.20