Зульфира Нурмухаметова очень волновалась перед этой встречей, ее через два года нашел Андрей Астахов, молодой парень, которому она подарила вторую жизнь. Она стала донором стволовых клеток для операции юноши. Эту встречу показали два российских телеканала НТВ и Первый. И пусть, наверное, многие наши читатели видели в новостях эту историю, мы побывали в гостях у Зульфиры Захидовны в д. Сураково
Приветливая хозяйка встретила нас у крыльца своего дома, что стоит недалеко от местной мечети. Со школы к тому времени вернулся один из младших сыновей Денислам, учащийся первого класса. Зульфира Нурмухаметова – многодетная мама, у нее пятеро детей. С прошлого года работает оператором линии на Кунашакской птицефабрике, раскладывает и упаковывает продукцию. До этого трудилась в сети магазинов «Пятерочка», была в службе охраны тепличного хозяйства «Чурилово», в литейном цехе тракторного завода ЧТЗ…
— Я коренная жительница д. Сураково. Вот неподалеку стоит наш старый дом, в нем жила наша семья, в ней я была единственным ребенком. У моих родителей это был второй брак, — рассказывает Зульфира Захидовна. — Училась в Сураковской начальной школе, потом в Муслюмово, позже нас перевели в Курмановскую школу. А после школы пошла учиться и работать на прядильно-ткацкую фабрику в Челябинске. Однако, долго не проучилась, по состоянию здоровья отца вернулась домой. Не прошло и года – вышла замуж за Мунира Галимжановича. Началась взрослая жизнь.
Многодетная мама находила работу, когда подрастал очередной ребенок. Донором стала в 2008 году. А подтолкнул ее случай. Когда трудилась на тракторном заводе водителем электрокара, знакомая женщина на электрокаре попала под «КамАЗ». И руководство попросило помочь коллеге, сказав, что пострадавшей необходимо переливание крови. Тогда они с подругой, не раздумывая, поехали после смены в областную станцию переливания крови. И так получилось дальше, что она начала регулярно ходить на кровосдачи. У Зульфиры Нурмухаметовой оказалась первая группа крови, с положительным резусом. Такие параметры подходят для остальных групп крови, кроме четвертой отрицательной.
— Мне буквально осталось пару раз сдать кровь, чтобы обрести статус «Почетного донора». Кровосдач за эти годы было много, но, когда кровь берут на лейкоциты, тромбоциты – это не идет в зачет, — поясняет наша собеседница.
Донором стволовых клеток она стала давно. Когда приехала сдавать кровь в первый раз, необходимо было заполнять анкету, в которой есть пункт «О донорстве стволовых клеток», на который дала согласие.
— И, честно говоря, забыла про это, пока не напомнили чуть позже, — продолжает разговор Зульфира Захидовна, — Я, конечно, поинтересовалось, как эта процедура выполняется. Оказалось, все не так страшно, берут несколько пробирок венозной крови. И после этого меня включили в реестр доноров стволовых клеток.
В 2017 году ей впервые пришло приглашение стать донором, сказав, что совпадение с пациентом составило 99, 9 процента! А такое, как объяснили специалисты, случается крайне редко. Врачи сказали так: пересадка стволовых клеток возможна, но только при ДНК сходстве. Среди родственников может не быть подходящих доноров, что и произошло. Вероятность совпадения среди чужих людей — один шанс из 20-30 тысяч, как минимум. Сначала она не поверила, подумала может ошибка. Но когда приехали специалисты с областной станции переливания крови в Кунашак и пригласили еще раз пройти на сдачу крови для подтверждения, сомнения развеялись. Прошло немного времени и ее пригласили в Санкт-Петербург, где провели трансплантацию стволовых клеток, путем извлечения их из крови. Это процедура похоже на переливание крови. Многие доноры опасаются, думая, что их извлекают только из позвоночника, или тазобедренной кости, но технологии меняются…
По закону донор и больной знают друг о друге минимум, пол и возраст. А если возникнет желание пообщаться, они могут узнать друг о друге только через два года. Птицей пролетели пару лет. Андрей Астахов из Орловской области решил найти свою спасительницу. И повод был, когда его пригласил один из благотворительных фондов на встречу реципиентов и доноров в Москву, куда люди приехали из разных уголков страны. Но Андрей не встретил там своего донора и тогда послал запрос в нашу область. Вскоре ему дали контакты Зульфиры Нуриахметовой.
— Первый раз Андрей позвонил мне в сентябре, — вспоминает Зульфира Захидовна. — Разговор не особо получался, он слишком разволновался. Трубку взяла мама – Александра, и мы переговорили. Мне также звонили ранее с Областной станции переливание крови, спросив разрешения согласна ли я с ним общаться. Конечно я дала согласие, заполнив соответствующие бумаги.
С тех пор они разговаривали по телефону, переписывались в ВК. Андрей после болезни восстановился на учебу в техникуме, его профессия связана с компьютерами. Они, наверное, стали больше чем друзья. По словам мамы Александры, у него после пересадки стволовых клеток (костного мозга) изменился цвет глаз, посветлели волосы за эти пару лет. А еще вначале перестройки в организме он ощущал привкус томатного сока во рту. Мама говорит, что у Андрея даже изменился характер, он стал намного спокойнее, мудрее что ли. Также и врачи объясняют, что изменения организма происходит в течение пяти лет после пересадки стволовых клеток, когда полностью выздоравливает пациент.
— Я рада, что так совпали звезды, что все закончилось благополучно для Андрея. Это большая радость для меня. Он боролся за свою жизнь. В данный момент он еще ездит на процедуры в Москву, чтобы эти прижившиеся клетки «вели себя скромно» — продолжает Зульфира Нурмухаметова.
В нем сейчас «жизнь горит, глаза блестят» — это очень радует. Андрей весь на эмоциях, ему хочется поделиться своими впечатлениями от пережитого. Самое тяжелое перенесла мама, она больше всего переживала за него. Он, когда узнал о своей лейкемии, отказывался есть, разговаривать, видимо поначалу у него было сильная депрессия. Потом родственники и врачи смогли его переубедить начать бороться за себя.
Их встреча прошла в Москве. Помог в этом деле благотворительный фонд «Эбви», специалисты которого узнав об этой истории, оплатили дорогостоящие дорогу и гостиницу. Поселили их в одном отеле. А на следующее утро Андрея Астахова и Зульфиру Нуриахметову поджидали тележурналисты каналов НТВ и Первого. На следующий день им предоставили возможность побывать на конференции специалистов, занимающихся вопросами донорства и трансплантологии, на которой говорилось о новых возможностях лечения людей с такими заболеваниями. Вечером им устроили экскурсию по столице. До этого наша землячка не была в Москве, ей все было интересно…
После этого героиня нашего рассказа вернулась к привычной деревенской жизни – дом и работа. Хлопот хватает, вместе с мужем держат они корову, овец и кур. Летом еще обзаводятся гусями. Муж и папа Мунир, пенсионер по экологии. Присматривает за сыновьями – первоклассником Денисламом, и самым младшим пятилетним Ямилем, когда мама на работе. Старшие дочь Алия и сын Наиль связали свою трудовую судьбу с железной дорогой, трудится — она на станции в Баландино, он на пятом разъезде. Вторая дочь Разифа — студентка индустриального колледжа в Челябинске. Все дети постарше поддерживали маму всегда.
Зульфира Захидовна скромная и работящая сельская женщина. Наверное, на таких еще держится село. Она любит готовить. Любимые блюда – Болиш, пироги с рыбой, с картошкой. Заканчивая наш разговор, спросил не страшно ли было сдавать стволовые клетки?
— Многие боятся сдавать стволовые клетки, но ничего страшного в этом нет. На сегодня это выглядит как переливание крови. Лежишь на аппарате 4,5 часа, твоя кровь циркулирует по аппарату. Перенесла эту процедуру достаточно легко. Многие еще не знают, и поэтому относятся к донорству костного мозга отрицательно, — размышляет Зульфира Нурмухаметова.
К слову сказать, в России на сегодня 110 тысяч потенциальных доноров костного мозга. И хотя за последние пять лет их количество выросло в разы, по-прежнему процент таких доноров остается низким. В видеосюжете федерального канала сказали, что в той же Германии в донорский регистр входит 7 миллионов человек. Напомним, что население этой страны чуть больше 83 миллионов, а в России – около 147 миллионов человек. Так сложились звезды в этой истории, что одна маленькая искорка жизни не угасла, а возродилась. Нам остается пожелать только здоровья и благополучия всем — и донорам, и реципиентам. А донорское движение продолжает расти, в частности в нашей области. Может после этой истории, кто-то и захочет спасти жизнь другого?
Газета «Знамя труда».
Павел Соловьев.
Фото автора.